Размер шрифта: Цветовая схема: Изображения: Гарнитура:
A A A A A A A A A Ч./Б. | Выкл. | Норм. Без засечек| С засечками
Вернуться к нормальному виду

Можно и нужно ли заниматься наукой в школе?


img.ГБОУ Школа №371

«Слышал и забыл.

Увидел и запомнил.

Сделал и понял».


(Китайская пословица).


«Наука – способ познания действительности, основанный на человеческом любопытстве. Вечные вопросы: Что это? Как? Почему? и т.д.
Общепринятые определения науки включают описания или упоминания метода познания мира: наблюдение, проверка фактов, формулирование общих законов. Именно наука расширяет наши представления о действительности и вырабатывает методы воздействия на окружающий нас материальный мир с целью его изменения. При этом не нужно впадать в максимализм, следует учитывать, что в науке присутствуют и элементы веры, поскольку физически невозможно проверить всё то знание, которое мы приобретаем, ссылаясь на авторитет учёных, установивших те или иные закономерности, следствия из которых мы имеем возможность проверить в своих экспериментах.»

(С.Г. Инге-Вечтомов, академик РАН, профессор СПбГУ).

img.ГБОУ Школа №371

В условиях постоянно меняющегося мира в значительной мере пересматриваются воспитательно-педагогические технологии. Необходимо более глубокое и всестороннее воздействие на формирование личности учащегося с учётом совершенствования организации и содержания образовательного и воспитательного процессов.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов. Этим обусловлено введение проектной и исследовательской деятельности учащихся. Само время требует перенесение акцента на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно и логически мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и интересам творческих группах, быть открытыми для новых контактов.

Главный смысл исследования с сфере образования – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а ни получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении функционального навыка исследования, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося, т.е. самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Воспитывает только та информация, которую ученик деятельно включает в собственную картину мировосприятия.

img.ГБОУ Школа №371

«Реальная цель образования состоит в том, чтобы оставить человека в состоянии непрерывного задавания вопросов».

Научное общество учителей и учащихся ( НОУУ) является научно-творческим объединением педагогов и школьников 4-11 классов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умения и навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы под руководством учителей-консультантов и старшеклассников-кураторов.

НОУУ «Ёжики вокруг света» уже существует 2 года. Мы создали его с целью раскрыть те темы, которые интересуют ребят помимо школьной программы, показать, что предметы, такие как: физика, химия, биология, география, ИЗО, история СПб и др. предметы намного глубже и интереснее, чем думают ребята. Нет готовых эталонов знаний: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Исследовательская деятельность даёт возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи.

Учителя-единомышленники провели подготовительную работу, грамотно заинтересовали ребят идеей создания НОУУ и откликнулись многие.

img.ГБОУ Школа №371

За это время мы сделали многое:

  • провели конкурс названия, девиза и эмблемы НОУУ с открытым голосованием;
  • выбрали руководящий орган - Учёный Совет;
  • разработали и утвердили Положение о НОУУ, памятку « Как подготовить презентацию»;
  • создали творческие группы с преподавателями-консультантами и старшеклассниками-кураторами;
  • отобрали темы научно-исследовательской деятельности из предложенных ребятами;
  • подготовили и провели две Научно-Практические Конференции по темам: «50 космических лет – это миг во времени» и «М.В. Ломоносов – гений русской науки» с отборочным туром, на котором были представлены 18 презентаций по предметам естественнонаучного цикла (физика, астрономия, химия, биология, география), истории СПб, ИЗО;
  • получили положительные отзывы о 2-й Конференции от наших гостей –преподавателей физики и химии школ Московского района, методиста по биологии Кузьмина Д.А.;
  • создали «копилку» научно-исследовательских работ НОУУ для использования и демонстрации их в учебной деятельности;
  • представили фотоматериалы на общешкольный сайт;
  • подготовка материалов и макета оформления Этажа Науки;

img.ГБОУ Школа №371

Научно-исследовательская работа по химии «История парфюма: духи» была представлена на районном семинаре преподавателей химии и биологии творческой группой 7-го класса под руководством преподавателя химии Каталагиной Н.М. и старшеклассников-кураторов 10-го класса.

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».
Р. Эмерсон.

Исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся позитивной самооценки, умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда, принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

Ощущение успешности, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

«Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили».
Дж. Галифакс.

Руководитель НОУУ, учитель биологии: Костровская Л.В.

Задать вопрос
x
Ваш вопрос отправлен

Ваш вопрос отправлен.Представитель Администрации свяжется с вами в ближайшее время!